Для рентабельного ведения пчеловодства нужно создавать пасеки, отвечающие современным требованиям: мобильные, хорошо оснащенные всем необходимым инвентарем и оборудованием, численностью не менее 100 пчелиных семей, обслуживаемые профессиональными кадрами, владеющими технологиями производства нескольких видов продукции, способными быстро и гибко переключаться с получения одного ее вида на другой в зависимости от того, как складываются погодные, медосборные и, главное, экономические условия.
Главная задача разведенческих хозяйств — наращивание объемов производства и реализации пакетов и плодных маток, а также улучшение их качества. Она успешно решается благодаря специализации пасек на производстве определенного вида продукции, позволяющей отрабатывать и улучшать технологию ее получения, с привлечением новейших научных разработок и опыта пчеловодов-практиков, повышать профессионализм пчеловодных кадров до высочайшего уровня. Достаточно сказать, что на специализированных пасеках Майкопского опорного пункта пчеловодства, производящих пакеты пчел, уже сегодня получают до трех стандартных сотовых пакетов от одной семьи, а на матковыводных — до 4,8 плодных маток в среднем с каждого маткоместа нуклеусного парка в течение пчеловодного сезона. В условиях современной рыночной конъюнктуры, когда повышенным спросом пользуется только ранняя продукция, ее производство в более поздние сроки становится не только слаборентабельным, но и зачастую убыточным.
Определяющие факторы целесообразности производства любого вида пчеловодческой продукции — ее себестоимость и наличие рынка сбыта. Погодные и медосборные условия, уровень квалификации пчеловодных кадров и многие другие дополнительные факторы придают экономическое своеобразие каждому пчеловодному сезону, определяя наиболее выгодный в данный момент вид продукции.
Анализ финансовой деятельности Майкопского опорного пункта пчеловодства за 1990-1995 гг. показал, что доля пчелоразведенческой продукции в общем объеме реализации составляла 43,1%; биологическиактивных продуктов (молочка, пыльцы, прополиса) — 44,3; меда и воска — лишь 12,6%.
В период 1995-2000 гг. выручка от реализации пакетов и маток оставалась практически стабильной — 41%. С потерей рынков сбыта маточного молочка доля биологическиактивных продуктов в общем объеме производимой и реализуемой продукции снизилась до 3%. Таким образом, если раньше хозяйство производило (и теперь может производить) 320-350 кг маточного молочка, то сегодня оно фактически получает и продает только около 10 кг. Соответственно доля традиционной пчеловодческой продукции — меда и воска — возросла до 56%. Однако и здесь не все так просто. Повышенным спросом пользуются так называемые «элитные» сорта меда — с акации, эспарцета, кориандра, липы, донника и т.д. Незаслуженно отвергается мед с подсолнечника, имеющий практически одинаковую пищевую, энергетическую и терапевтическую ценность с каштановым, который из-за его горечи раньше использовали преимущественно в пищевой промышленности, а теперь преподносят как средство лечения от всех известных болезней. Все это — следствие не столько перекосов коммерческой рекламы, сколько отсутствия широкой централизованной научно обоснованной информации. Для завоевания рынка сбыта мы вправе рассчитывать на помощь вышестоящих пчеловодных организаций, призванных вести широкую пропагандистско-разъяснительную работу среди населения.
Значение пчеловодства в экономике любого региона определяется не только тем, что оно служит источником уникальных продуктов питания и сырья, но и важнейшей ролью пчел как опылителей сельскохозяйственных культур, обеспечивающих значительную прибавку урожая. Так, в Республике Адыгея, где расположен Майкопский опорный пункт пчеловодства, среди культурных медоносов первое место — 70-75% занимает подсолнечник, второе — плодовые и ягодные насаждения, третье место — люцерна семенная, рапс, клевер и другие культуры. Из-за специфических почвенно-климатических условий их нектаропродуктивность в республике, как правило, значительно ниже, чем в северных районах Краснодарского края. Кроме того, как было сказано ранее, мед с подсолнечника пользуется низким спросом у потребителя. Все это создает существенные проблемы опыления данных культур не только в Адыгее, но и в регионах со схожими условиями.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимо разработать систему оплаты за опыление сельскохозяйственных культур, создать условия наибольшего благоприятствования для пасек, остающихся на опылении в регионах с низкой нектаропродуктивностью посевных медоносов. Как известно, в системе комплексного использования пчелиных семей доход от опыления сельскохозяйственных культур во многих европейских странах, США и Канаде превышает 60%. В нашей стране не получающие дотаций пчеловоды, содержащие собственные пасеки исключительно на самоокупаемости, вынуждены руководствоваться в своей деятельности в первую очередь экономической целесообразностью. Таким образом, отсутствие оплаты за опыление ведет к значительному, но скрытому от недальновидных хозяйственников недобору сельскохозяйственной продукции.
Говоря о комплексном использовании семей, нельзя обойти вопрос о себестоимости и сочетаемости отдельных видов пчеловодной продукции. Общеизвестно, что внутри любого, в том числе и разведенческого, хозяйства среди отдельных пасек сохраняется специализация по производству какого-либо одного, профилирующего, вида продукции. Все остальные будут считаться побочными, требующими привлечения внештатной рабочей силы и средств. Заниматься ими целесообразно только в том случае, если выручка от реализации дополнительной продукции превышает затраты на ее производство.
Так, промышленное производство меда с организацией нескольких перевозок пасек, начиная с использования ранневесенних и кончая позднелетними медоносами, может сочетаться только с получением воска и опылением пчелами сельскохозяйственных культур.
На матковыводных пасеках после формирования нуклеусного парка семьи, не задействованные в матковыводном процессе, можно использовать для сбора меда, отстройки сотов и опять же на опылении.
После отбора пчел для организации пакетов оставшиеся сильные безматочные семьи можно сразу включать в работу по отбору маточного молочка на две-три серии прививок, а остальные необходимо восстановить и затем использовать либо для получения молочка с полной нагрузкой, либо на медосборе и опылении.
На пасеках, занимающихся сбором маточного молочка, от части семей, сразу не задействованных в этом процессе, формируют пакеты пчел. После высвобождения основной массы семей от производства молочка их можно только вывозить на восстановление и опыление энтомофильных культур, где они пополнят кормовые запасы,а при удачно сложившихся условиях соберут до 15 кг товарного меда.
Касаясь сбора цветочной пыльцы и прополиса, нужно отметить, что в хозяйствах разведенческого направления, где белковые корма расходуются как нигде интенсивно для наращивания мощных семей, обильного кормления личинок при выводе маток и усиленного продуцирования пчелами маточного молочка при его промышленном получении, отбирать от семей цветочную пыльцу в больших объемах нецелесообразно. Поскольку пчелы карпатской породы не склонны сильно прополисовать гнезда, его сбором, как и сбором цветочной пыльцы, в небольших объемах занимаются на пасеках любой специализации, получая по 1-2 кг прополиса и столько же пыльцы исключительно для расширения ассортимента реализуемой продукции.
При условии взаимовыгодного сотрудничества, помощи и поддержки со стороны вышестоящих пчеловодных организаций в создании и завоевании рынка сбыта, рекламировании пчеловодной продукции, широкой разъяснительной работе среди населения мы совместными усилиями сможем быстрыми темпами развивать пчеловодство России, обеспечивать жителей уникальной, ценнейшей отечественной продукцией.