Объединение пчел

Корпус с основным количеством расплода и молодыми пчелами размещают на самом верху улья. Находящиеся здесь пчелы вследствие большого расстояния от матки, а также в связи с тем, что они отделены от нее пустым корпусом и решеткой, то есть чувствуя себя «осиротевшими», будут закладывать свищевые маточники. При недостатке времени у пчеловодов эту операцию следует начинать раньше, с тем чтобы закончить на всех сильных семьях пчел до начала периода роения. В этом случае, если по ночам еще прохладно, переносят в верхний корпус больше пчел и несколько меньше расплода. По мере того как становится теплее, в этот корпус, где пчелы находятся в положении роя, переносят почти весь расплод. Чем больше перенесено расплода, тем меньше вероятность роения.

Если во время взятка потребуются еще корпуса для размещения меда, их устанавливают под этим корпусом. Для того чтобы быть уверенным в успехе операции, в момент изоляции матки в нижнем корпусе, под корпусом (верхним), который занимают пчелы, находящиеся на положении роя, и который имеет свой леток, устанавливают дно из двойной проволочной сетки (рис. 18, б). Это усиливает чувство осиротения у находящихся в верхнем корпусе пчел. При появлении свищевых маточников или матки в верхнем корпусе это дно удаляют (рис. 18, в) и заменяют его газетным листом, в котором делают отверстия, способствующие объединению семьи.
Этот способ препятствует роению и устраняет все отрицательные последствия этого явления и вместе с тем позволяет пчелам общаться между собой через разделительную решетку и совместно использовать весь объем улья для складывания меда. После окончания периода роения разделительную решетку удаляют, отбирают медовые соты, а пчелы всей семьи объединяются (рис. 18, г). Пчелам предоставляется возможность самим решить конфликт между старой и молодой свищевой матками. Как правило, выживает лучшая матка.
Если объединение проведено во время медосбора, «конфликта» не происходит и матки могут некоторое время работать вместе (часто даже продолжительное время).
Описанный способ отличается многими преимуществами: разделение проводится до начала взятка, тогда, когда пчеловод располагает временем, независимо от состояния сильной семьи, готовится ли она к роению или нет, не требуется дополнительного оборудования, если не считать проволочных доньев и разделительных решеток; получают большое число молодых маток из лучших семей; ускоряется развитие семьи, поскольку в улье действуют одновременно две матки; ограничивается роение; лучше используется медосбор, так как пчелы-сборщицы разделенных частей пчелиной семьи работают и складывают мед совместно в одной материнской семье.
Следовательно, этот метод предупреждения роения представляет, по существу, способ совместного содержания основных и вспомогательных семей. Обеспечение пространства для складывания меда. В ульях-лежаках перед началом медосбора каждой семье необходимо подставить 4—5 рамок суши для складывания нектара. При подстановке этих сотов гнездо пчелиной семьи формируется следующим образом: с края улья, со стороны летка у боковой стенки, ставят один сот с пергой, затем с расплодом, другой сот с пергой, а затем рамки суши для складывания нектара. Пчелы заполняют сначала пустые соты в гнезде, а затем начнут заполнять нектаром подставленные соты. Непосредственно перед началом медосбора весь объем улья заполняют рамками суши, а сильным семьям, уже до этого занимавшим весь объем улья, устанавливают магазинные надставки. Во время медосбора можно подставлять в улей и рамки с искусственной вощиной, которые размещают по одной с каждой стороны гнезда сразу за последней рамкой с расплодом. Пчеловоду нужно позаботиться о том, чтобы соты для складывания нектара были светлыми, так как в противном случае может снизиться качество меда.
В вертикальных двухкорпусных ульях второй корпус должен быть установлен еще в период развития семьи. Перед медосбором необходимо изменить структуру гнезда, то есть перенести все соты с открытым расплодом или пергой в нижний корпус. Если места много, то в нижний корпус переносят также соты с печатным расплодом. Верхний корпус доукомплектовывают рамками суши, что обеспечит достаточный объем для складывания нектара. Если медосбор обильный, то верхний корпус быстро заполняется нектаром, что ограничит откладку яиц маткой нижним корпусом.
В вертикальных ульях с магазином место для складывания меда обеспечивают путем установки магазина над гнездом. В магазин ставят рамки магазинной суши, а при необходимости — и 3—5 рамок с искусственной вощиной. Искусственную вощину можно размещать и в расплодном гнезде тем же способом, что и в ульях-лежаках. Когда первый магазин наполовину заполнен медом, а медосбор продолжается, устанавливают второй магазин. Второй магазин устанавливают под первым, то есть непосредственно над гнездовым корпусом. При обильном медосборе можно использовать и третью магазинную надставку.
В многокорпусных ульях пространство, необходимое для складывания нектара, обеспечивается путем подстановки дополнительного корпуса с рамками суши. В некоторых странах, где медосбор продолжается очень долго и отличается большой интенсивностью, рекомендуется использовать значительное количество дополнительных корпусов, размещение которых иногда может быть очень сложным.
В условиях Румынии работа несколько упрощается. Для обеспечения пространства, необходимого матке, во время медосбора, который продолжается не более 20—25 дней, достаточно одного корпуса, то есть корпуса, в котором матка работает в период, предшествующий медосбору. Для складывания нектара, который можно собрать за один медосбор, достаточно двух корпусов. Только очень сильным семьям приходится ставить третий, а иногда и четвертый корпус. Таким образом, в этом случае перемещение корпусов
не является сложным и может выполняться в двух вариантах.

1. Подстановка новых корпусов непосредственно на нижний корпус улья. После последней перемены мест корпусов с целью интенсификации выращивания расплода матка разворачивает свою деятельность в верхнем корпусе (рис. 19, а). Назависимо от того, когда проведена последняя перемена мест корпусов, непосредственно перед началом медосбора корпуса снова меняют местами. Таким образом, снизу окажется корпус с открытым распло-
дом, а сверху — корпус с печатным расплодом и ячейками, освободившимися от расплода при выходе пчел. При слабом медосборе или при недостаточно сильных семьях хватит и двух корпусов. При более сильном медосборе или применительно к более сильным семьям одновременно с переменой корпусов местами добавляют третий корпус (рис. 19,6). Таким образом, с началом медосбора пчелы-сборщицы, привыкшие к тому, что гнездо находится во втором корпусе, будут откладывать нектар в пустых ячейках, которые освобождаются раньше, чем туда поднимется матка. Когда матка перейдет в верхний корпус и найдет соты, заполненные медом, она будет вынуждена в дальнейшем откладывать яйца в нижнем корпусе. В ульях, состоящих из трех корпусов, как только пчелы начинают запечатывать соты во втором корпусе, последний перемещают в самую верхнюю часть улья, а вместо него ставят корпус с рамками суши или искусственной вощиной, который перед этим занимал место третьего корпуса (рис. 19, в). Так же поступают и со следующими корпусами.
После медосбора с подсолнечника наличие третьего корпуса в улье уже нецелесообразно и его снимают, как только он окажется заполненным медом. Если третий корпус останется после медосбора в улье, его отделяют разделительной решеткой от гнезда, чтобы предотвратить появление расплода в нем, так как здесь будет накапливаться мед от последующих медосборов или корм для зимовки пчел, складываемый в результате подкормок сахарным сиропом (рис. 19, д).
Установка дополнительных корпусов во время медосбора именно над первым корпусом определяется тем, что это приближает место складывания меда к месту, где работает матка, то есть непосредственно над расплодом, и создает семье пчел такие же условия, какие привели к образованию инстинкта запасания корма. Однако это требует значительных затрат труда. Чтобы уменьшить затраты, некоторые пчеловоды используют второй вариант.
2. Размещение дополнительных корпусов в самой верхней части улья. Используя этот прием, поступают так: каждый последующий корпус, даже если он заполнен рамками с искусственной вощиной, ставят в самую верхнюю часть улья. Так, третий корпус устанавливают над вторым, когда в последнем пчелы начинают запечатывать соты (рис. 20, б), а при необходимости — четвертый над третьим (рис. 20, в).
Для того чтобы еще больше сократить затраты труда, оценивают количество меда, которое может быть собрано, и сразу, в начале медосбора, устанавливают все необходимые дополнительные корпуса. Этот вариант подходит всем пчеловодам, и он действительно хорош, если пчеловод сумеет предвидеть количество нектара, которое соберут пчелы. В противном случае, если места будет недостаточно, сбор меда будет меньше, чем в том случае, когда гнездо расширили больше, чем нужно, и некоторые соты окажутся заполненными медом лишь частично.Если же соты заполнены медом не полностью, имеющийся запас сотов используется нерационально и затрачивается больше труда на откачку меда из большого количества недостаточно полномёдных сотов. Если корпуса устанавливают в верхней части улья, то после откачки меда сохранение третьего корпуса зависит от условий, изложенных выше (рис. 20, г).
Использование вспомогательных семей для увеличения производства меда. В практике пчеловодства нашли распространение некоторые приемы, направленные на увеличение выхода продукции, которые основаны на том, что в работе семьи принимают участие пчелы, выведенные от двух маток.
Что понимается под вспомогательной семьей? Если прием не назван по имени автора (Демари, Фаррар, Снелгров, Корженевский и др.), то он характеризуется такими терминами, как «отводки с матками-помощницами», «временные отводки», «вспомогательные матки», «семьи с двумя матками» и т. д. Способ вспомогательных семей, как, впрочем, и все остальные способы в пчеловодстве, представлен в практике и специальной литературе бесконечным рядом приемов и вариантов.
Разнообразие наименований и описание порой несущественных деталей приемов создает в этом вопросе настоящую путаницу, которая сбивает с толку, вследствие чего некоторые пчеловоды не могут понять сущность и экономический эффект приема. Такое положение часто отпугивает практиков от этого приема, который при правильном применении дает большой эффект.
Сущность метода, однако, очень проста, так как все приемы и варианты соответствуют одному принципу, а именно: из семьи пчел, рассматриваемой в качестве основной, отделяют часть пчел, которой подсаживают собственную матку. Эта группа пчел представляет таким образом с биологической точки зрения самостоятельную единицу независимо от того, содержится ли она в отдельном улье или в одном улье с основной семьей. Такая биологическая единица в пчеловодстве известна под названием семьи. Все приемы и варианты преследуют одну и ту же цель: вырастить большое количество пчел во вспомогательных семьях. Эти пчелы помогают основной семье во время взятка, увеличивая число сборщиц, вследствие чего производство меда возрастает. Естественно, что в этих условиях такую биологическую единицу, такую группу пчел называют вспомогательной семьей. Поэтому в дальнейшем будет применяться именно этот термин.
Изложенная выше сущность способа ясно показывает, что дело заключается не в сосуществовании двух маток в одной пчелиной семье. Случаи сосуществования двух или даже трех маток в одном и том же улье наблюдаются иногда в жизни семей пчел, но в течение сравнительно короткого периода (как правило, не более двух-трех недель). Очень редко продолжительность такого сосуществования может длиться несколько месяцев, год или даже более, но тоже как преходящее явление при «тихой» смене маток. Попытки пчеловодов контролировать эту биологическую особенность и превратить ее в технический прием, окончились неудачей. Необходимость использования вспомогательных семей. Можно поставить вопрос: разве одна матка не в состоянии отложить столько яиц, чтобы их хватило для развития достаточной силы семьи? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшой расчет. Примем, что матка откладывает в среднем 1200 яиц в сутки (в литературе указывается 2000 и даже больше) и что пчела живет 21 день в улье и 29 дней вне улья (продолжительность жизни вне улья может быть намного больше).
Следовательно, на 50-й день после того, как установится указанный темп откладки яиц, в улье будет находиться 60 тысяч пчел, считая при этом, что более старые пчелы уже погибли.