Направление отбора

В процессе улучшения пчелиных семей каждый селекционер стремится устранить семьи, неудовлетворяющие его требованиям, и на замену их отобрать самых лучших. Следовательно, интенсивность отбора может быть определена процентом ежегодной браковки худших пчелиных семей. Чем больше выбраковывается пчелиных семей (и, напротив, чем меньше остается лучших, используемых на племя), тем интенсивнее производится отбор.

Интенсивность селекции выражается с помощью селекционного дифференциала, который представляет собой разницу между средней величиной признака у отобранной на племя родительской группы и средней величиной признака в популяции (группе). Селекционный дифференциал прямо связан с коэффициентом отбора, т. е. той частью пчелиных семей, которая остается на племя. Допустим, что из 100 пчелиных семей, которые собрали в среднем по 40 кг меда, были оставлены на племя 10 семей, которые в среднем собрали 70 кг меда. Следовательно, в этом случае селекционный дифференциал составит 70—40 = 30 кг меда, коэффициент отбора равен 10 %. Чем меньше особей оставляем на племя, тем жестче осуществляется отбор, тем больше селекционное давление применяется к данной группе пчелиных семей. Чем интенсивнее селекция, тем выше эффект селекции (ответ на селекцию).
Таким образом, используя наилучшие пчелиные семьи (рекордисток) на племя и отбирая среди них наиболее достойных, тем самым увеличивается интенсивность селекции и, следовательно, повышается средняя продуктивность пчелиных семей. Работа селекционера по улучшению желательных признаков и устранению нежелательных определяет направление селекции. Правильно и конкретно поставить перед собой задачу — важнейшее условие успешного селекционного процесса. Если задача поставлена расплывчато и не конкретно, то исполнение ее значительно затрудняется.
Задачи, стоящие перед селекционерами, очень разнообразны. Среди них можно выделить две основные категории. Первая относится к определению общего направления селекционной работы с пчелами, вторая является своего рода методической и определяет способ достижения этой задачи. Иначе говоря, селекционер должен: 1) четко представлять, в каком направлении вести селекцию, т. е. какими должны быть пчелы и 2) знать, как этого достичь.

* Математический подход к изучению наследственности позволил Гальтону вместе с Пирсоном основать новую науку — биометрию (биологическую статистику).